Отечественная шахматная школа, предмет гордости и восхищения любителей шахмат, остаётся одной из сильнейших в мире
Д.Медведев
Мастер ФИДЕ Олег Безман (Самара): «Тренер… как много в этом слове…». Часть 2.





















Мастер ФИДЕ Олег Безман (Самара): «Тренер… как много в этом слове…». Часть 2.
Пятница, 03 Октябрь 2014

Продолжение. Начало в части №1.

В 1979 г. я пошел в первый класс. Школьная нагрузка, как это не покажется странным, оставляла достаточно много свободного времени, и я продолжал посещать шахматный кружок во Дворце пионеров.

В сентябре, если позволяла погода, Владимир Павлович проводил занятия в Струковском саду. Мы с ребятами брали во Дворце шахматы и несли их в сад, где играли между собой, а также принимали участие в сеансах одновременной игры, которые давал Натачеев. Иногда такие сеансы давали ученики, но более старшего возраста, чем мы. Сейчас навскидку могу назвать двоих: Николая Власова и Валерия Шура. Это были опытные шахматисты, уже принимавшие участие в крупных городских и областных соревнованиях. Нам было до них очень далеко. Несмотря на существенную разницу в уровне игры, Палыч умудрялся сохранять интригу. Чтобы у юного шахматиста не возник комплекс неизбежного поражения, Натачеев всякий раз, разбирая сыгранные нами партии, указывал на неточности более сильных игроков.

Сколько раз слышал приблизительно такие слова Владимира Павловича в адрес младших школьников:

- Зачем нужно было так ходить? Объясни, чего Ты хотел? Если бы Ты сыграл иначе, то сопернику пришлось бы сдаться! Ты легко бы победил. Да, именно победил! У Тебя бы это реально получилось! Не расстраивайся, в следующий раз Ты его точно накажешь за такие неправильные ходы!

После таких слов и наглядных примеров, ребенок вновь был готов к борьбе и не чувствовал себя ущемленным после поражения. Палыч давал уверенность в своих силах и надежду в том, что можно победить любого игрока. Нужно только не допускать грубых ошибок и ни в коем случае не бояться соперника.

В 1983 г. моя семья переехала из исторического центра г. Самары на новую квартиру и мне было неудобно приезжать на шахматные занятия во Дворец пионеров. В какой-то момент пришло осознание того, что расстояние является важным фактором и что Дворец придется покинуть. Мысль о том, что шахматы придется бросить, не укладывалась у меня в голове. В один из вечеров, когда я в очередной раз посетил занятия Натачеева, мне пришлось поделиться своими мыслями с тренером.

- Шахматы любишь? - спросил Палыч.

- Конечно - ответил я.

- А почему редко играешь в турнирах? - строго спросил тренер.

- Из-за школы не успеваю во Дворец - тихо ответил я.

- Думаю, что Твоя проблема легко решается. Дело в том, что во Дворце пионеров я преподаю два раза в неделю, а три раза в неделю я занимаюсь с ребятами в ДЮСШ (детско-юношеская спортивная школа). ДЮСШ находится от Твоей новой квартиры в трех минутах ходьбы. Так вот, если проблема только в расстоянии и любовь к шахматам существует, то обещай, что будешь регулярно играть в турнирах в ДЮСШ! - настаивал Натачеев.

Вы представить себе не можете, как я обрадовался. Через два дня я уже находился на занятиях у Палыча в ДЮСШ.

Перед самыми зимними каникулами Владимир Павлович отозвал меня в сторону и дал понять, что по его мнению, мой уровень игры явно не соответствует имеющемуся разряду. Дело в том, что я занимался нерегулярно, а в турнирах играл редко и в квалификационной книжке у меня значился 3-ий разряд. Многие мои сверстники уже имели 2-ой разряд, а на занятиях у Натачеева я играл с ними на равных.

- Я в зимние каникулы повезу ребят на ½ Финала России по линии Министерства Просвещения (МинПрос) в другой город, а Ты, как и обещал, сыграешь в турнире - ¼ Финала ДЮСШ - сказал Палыч.

- Хорошо - ответил я.

- Играй. У Тебя получится! – приободрил меня Владимир Павлович.

По сути, этот турнир у меня был первым серьезным соревнованием. В нем приняли участие более семидесяти шахматистов, имевших на тот момент 3-ий разряд. Некоторые школьники были намного старше меня. В первых двух турах я испытывал некоторые сложности с соперниками, но потом поверил в свои силы и с результатом 9 очков из 9 возможных занял первое место.

Думаю, что уверенная игра – это результат веры в Вас Вашего тренера. Его доброе отношение к Вашей только зарождающейся личности является основополагающим фактором. В этом лежит основа смелости и уверенности в свои силы. Я очень благодарен Владимиру Павловичу, что он научил меня не бояться никого из соперников.

На первом же занятии после своего возвращения с ½ Финала России, Натачеев специально выделил мое выступление в ¼ Финала ДЮСШ (январь 1984 года). Сделал он это при ребятах, помпезно, в своем стиле, то есть подбирая нужные слова, чтобы я почувствовал уверенность в своих силах.

Ну а для того, чтобы я не останавливался на достигнутом, Палыч неоднократно подчеркнул, что такой сильный результат говорит о том, что уровень моей игры выше 2-ого разряда.

- Хорошо было бы в следующем турнире выполнить 1-ый разряд! – неожиданно для меня сказал Владимир Павлович.

- Но ведь я только что выполнил 2-ой разряд. Как же такое возможно? – недоумевал я.

- Возьмешь и выполнишь. Одно другому не мешает! – как-то по-доброму заметил Палыч.

В марте 1984 года я уже пробовал свои силы в ½ Финала ДЮСШ. Норма 1-ого разряда при моих участниках составляла 6 очков из 9 возможных. Я набрал 5 очков. Однако Натачеева это ничуть не смутило. Наоборот, он неустанно повторял не о моих промахах в игре, а то, что мне достались слишком сильные соперники и мне чуть-чуть не хватило сил и опыта. Анализируя одну из моих сыгранных партий с сильным соперником, Владимир Павлович нашел изъян в игре моего оппонента и показал, как я мог его обыграть.

- Вот и всё! В такой позиции он мог только сдаться! Ты набрал бы 6 очков и выполнил бы 1-ый разряд! Дошло? Ты понял? – громко произнес Владимир Павлович.

Я продолжал с удовольствием посещать занятия Натачеева и следующий турнир в сентябре - октябре 1984 года, с нормой 1-ого разряда, уже сыграл увереннее. К сожалению, на старте я потерял много очков, зато финишировал 5 из 5. В итоге результат был неплохой 8 из 11, но до 1-ого разряда не хватило всего ½ очка.

Помню, что Владимир Павлович, после моего такого результата сказал, что осталась формальность – просто сыграть еще один такой же турнир в самое ближайшее время.

В ноябре – декабре 1984 года, почти в таком же турнире я набрал 8,5 из 11 и выполнил норму 1-ого разряда, которая несколько раз ускользала от меня. В одной из партий уже на финишной прямой, проводя атаку на вражеского короля, мне удалось провести первую в своей жизни жертву ферзя и одержать важную победу. Натачеев, который очень большое внимание уделял тактической составляющей игры своих подопечных, был даже рад больше этой комбинации, чем моему общему результату.

Владимир Павлович всегда повторял, что нам нужно играть как можно больше в серьезных соревнованиях и желательно со взрослыми опытными шахматистами. При этом добавлял, что играя со взрослыми, нужно все время искать ошибку и выигрывать у них партии. Это придавало твердой уверенности в наших практических партиях.

г. Свердловск, 1978 г.

На снимке:  1-ый ряд, четвертый слева – Натачеев В.П.

                        2-ой ряд, девятый слева – Безман Вадим

                        2-ой ряд, первый справа – Власов Николай.

г. Оренбург, 1987 г.

На снимке: Натачеев В.П.; первый справа – Фомин Тарас.

Продолжение следует.

С уважением, Олег Безман.


Распечатать Переслать

Читайте так же:
  • Квалификационный турнир г.о. Самара «Мир! Труд! Май!».
  • Новость на сайте ФШР.
  • Олег Куликов (Самара): "Памяти Дмитрия Будникова".
  • Блицтурнир, посвященный 79-ой годовщине Победы в Великой Отечественной Войне.
  • Квалификационные турниры, посвященные открытию шахматного сезона в Струковском парке.
    Вернуться назад