Мастер ФИДЕ Николай Орлов (Кинель-Черкассы): "Для тех, кто любит шахматы. В художественной литературе".
Вторник, 07 Июль 2020
И в бездейственном покое Нечем скуку мне отвесть … Я не знаю: что такое? Хоть бы книжку мне прочесть! Козьма Прутков Избранные партии (в сокращении) из любимых литературных произведений. Остап Бендер – одноглазый любитель шахмат (сеанс одновременной игры) Гроссмейстер вошёл в зал. Он чувствовал себя бодрым и твёрдо знал, что первый ход е2-е4 не грозит ему никакими осложнениями. Остальные ходы, правда, рисовались в совершенном уже тумане, но это нисколько не смущало великого комбинатора. Гроссмейстера встретили рукоплесканиями. Остап поклонился, протянул вперёд руки, как бы отвергая не заслуженные им аплодисменты, и взошёл на эстраду. - Предмет моей лекции – плодотворная дебютная идея. Что такое, товарищи, дебют и что такое, товарищи, идея? Дебют, товарищи, - это «Quasi una fantasia». А что такое, товарищи, значит идея? Идея, товарищи, - это человеческая мысль, облечённая в логическую шахматную форму. Даже с ничтожными силами можно овладеть всей доской. Всё зависит от каждого индивидуума в отдельности. Например, вон тот блондинчик в третьем ряду. Положим, он играет хорошо… Блондин в третьем ряду зарделся. - А вон тот брюнет, допустим, хуже. Все повернулись и осмотрели также брюнета. - Что же мы видим, товарищи? Мы видим, что блондин играет хорошо, а брюнет играет плохо. И никакие лекции не изменят этого соотношения сил, если каждый индивидуум в отдельности не будет постоянно тренироваться в шашк…то есть я хочу сказать – в шахматах… Всего против гроссмейстера сели играть тридцать любителей. Многие из них были совершенно растеряны и поминутно глядели в шахматные учебники, освежая в памяти сложные варианты, при помощи которых надеялись сдаться гроссмейстеру хотя бы после двадцать второго хода. Остап скользнул взглядом по шеренгам «чёрных», которые окружали его со всех сторон, по закрытой двери и неустрашимо принялся за работу. Он подошёл к одноглазому, сидевшему за первой доской, и передвинул королевскую пешку с клетки е2 на клетку е4. Одноглазый сейчас же схватил свои уши руками и стал напряжённо думать. По рядам любителей прошелестело: - Гроссмейстер сыграл е2-е4. Остап не баловал своих противников разнообразием дебютов. На остальных двадцати девяти досках он проделал ту же операцию: перетащил королевскую пешку с е2 на е4. Один за другим любители хватались за волосы и погружались в лихорадочные рассуждения. Неиграющие переводили взоры за гроссмейстером. Единственный в городе фотолюбитель уже взгромоздился было на стул и собирался поджечь магний, но Остап сердито замахал руками и, прервав своё течение вдоль досок, громко закричал: - Уберите фотографа! Он мешает моей шахматной мысли! «С какой стати оставлять свою фотографию в этом жалком городишке. Я не люблю иметь дело с милицией», - решил он про себя. На третьем ходу выяснилось, что гроссмейстер играет восемнадцать испанских партий. В остальных двенадцати чёрные применили хотя и устаревшую, но довольно верную защиту Филидора. Если б Остапу знал, что он играет такие мудрёные партии и сталкивается с такой испытанной защитой, он крайне бы удивился. Дело в том, что великий комбинатор играл в шахматы второй раз в жизни. Сперва любители, и первый среди них – одноглазый, пришли в ужас. Коварство гроссмейстера было несомненно. С необычайной лёгкостью и, безусловно, ехидничая в душе над остальными любителями города Васюки, гроссмейстер жертвовал пешки, тяжёлые фигуры направо и налево. Обхаянному на лекции брюнету он пожертвовал даже ферзя. Брюнет пришёл в ужас и хотел было немедленно сдаться, но только страшным усилием воли заставил себя продолжать игру. Гром среди ясного неба раздался через пять минут. - Мат – пролепетал насмерть перепуганный брюнет. – Вам мат, товарищ гроссмейстер. Остап проанализировал положение, позорно назвал «ферзя» «королевой» и высокопарно поздравил брюнета с выигрышем. Гул пробежал по рядам любителей. «Пора удирать», подумал Остап, спокойно расхаживая среди столов и небрежно переставляя фигуры. - Вы неправильно коня поставили, товарищ гроссмейстер, - залебезил одноглазый, - Конь так не ходит. - Пардон, пардон, извиняюсь, - ответил гроссмейстер, - после лекции я несколько устал. В течение ближайших десяти минут гроссмейстер проиграл ещё десять партий. Удивлённые крики раздавались в помещении клуба «Картонажник». Назревал конфликт. Остап проиграл подряд пятнадцать партий, а вскоре ещё три. Оставался один одноглазый. В начале партии он от страха наделал множество ошибок и теперь с трудом вёл игру к победному концу. Остап, незаметно для окружающих, украл с доски чёрную ладью и спрятал её в карман. Толпа тесно сомкнулась вокруг играющих. - Только что на этом месте стояла моя ладья! – закричал одноглазый, осмотревшись, - а теперь её уже нет! - Нет, значит и не было! – грубовато ответил Остап. - Как же не было? Я ясно помню! - Конечно не было! - Куда же она девалась? Вы её выиграли? - Выиграл. - Когда? На каком ходу? -Что вы мне морочите голову с вашей ладьёй? Если сдаётесь, то так и говорите! - Позвольте, товарищи, у меня все ходы записаны! - Контора пишет! – сказал Остап. - Это возмутительно! – заорал одноглазый. – Отдайте мою ладью. - Сдавайтесь, сдавайтесь, что это за кошки – мышки такие! - Отдайте ладью! С этими словами гроссмейстер, поняв, что промедление смерти подобно, зачерпнул в горсть несколько фигур и швырнул их в голову одноглазого противника. - Товарищи! – заверещал одноглазый. – Смотрите все! Любителя бьют! Шахматисты города Васюки опешили. Не теряя драгоценного времени, Остап швырнул шахматной доской в лампу и, ударяя в наступившей темноте по чьим – то челюстям и лбам, выбежал на улицу. Васюкинские любители, падая друг на друга, ринулись за ним… И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев», 1927 г. кот Бегемот - профессор Воланд Дверь раскрылась. Комната оказалась очень небольшой. Маргарита увидела широкую дубовую кровать со смятыми и скомканными грязными простынями и подушкою. Перед кроватью стоял дубовый на резных ножках стол, на котором помещался канделябр с гнёздами в виде когтистых птичьих лап. В этих семи золотых лапах горели толстые восковые свечи. Кроме этого, на столике была большая шахматная доска с фигурками, необыкновенно искусно сделанными. Среди присутствующих Маргарита сразу узнала Азазелло, теперь уже одетого во фрак и стоящего у спинки кровати. Принарядившийся Азазелло уже не походил на того разбойника, в виде которого являлся Маргарите в Александровском саду, и поклонился он Маргарите чрезвычайно элегантно. Нагая ведьма, та самая Гелла… сидела на коврике на полу у кровати, помешивая в кастрюле что-то, от чего валил серный пар. Кроме этих, был ещё в комнате сидящий на высоком табурете перед шахматным столиком громаднейший чёрный котище, держащий в правой лапе шахматного коня. Гелла приподнялась и поклонилась Маргарите. То же сделал и кот, соскочивший с табурета, шаркая правой задней лапой, он уронил коня и полез за ним под кровать... Воланд широко раскинулся на постели. Был одет в одну ночную длинную рубашку. Грязную и заплатанную на левом плече. Одну голую ногу он поджал под себя, другую вытянул на скамеечку. Колено этой тёмной ноги и натирала какою – то дымящеюся мазью Гелла. Наконец Воланд заговорил, улыбнувшись, отчего его искристый глаз как бы вспыхнул: - Приветствую вас, королева, и прошу меня извинить за мой домашний наряд. Воланд взял с постели длинную шпагу, наклонившись, пошевелил ею под кроватью и сказал: - Вылезай! Партия отменяется. Прибыла гостья. - Ни в коем случае, мессир, - справившись с собой, тихо, но ясно ответила Маргарита и, улыбнувшись, добавила: - Я умоляю вас не прерывать партии. Я полагаю, что шахматные журналы заплатили бы недурные деньги, если б имели возможность её напечатать. Воланд положил свою тяжёлую, как будто каменную, и в то же время горячую, как огонь, руку на плечо Маргариты, дёрнул её к себе и посадил на кровать рядом с собою. - Ну, уж если вы так очаровательно любезны, - проговорил он, - а я другого ничего и не ожидал, так будем без церемоний, - и он опять наклонился к краю кровати и крикнул: - Долго будет продолжаться этот балаган под кроватью? Вылезай, окаянный ганс! - Коня не могу найти, - задушенным и фальшивым голосом отозвался из - под кровати кот, - ускакал куда-то, а вместо него какая-то лягушка попадается. - Не воображаешь ли ты, что находишься на ярмарочной площади? – притворяясь рассерженным, спрашивал Воланд, никакой лягушки не было под кроватью! Оставь эти дешёвые фокусы для Варьете. Если ты сейчас же не появишься, мы будем считать, что ты сдался, проклятый дезертир. - Ни за что, мессир! – заорал кот и в ту же секунду вылез из – под кровати, держа в лапе коня. - Ах, мошенник, мошенник, - качая головой, говорил Воланд, - каждый раз, как партия его в безнадёжном положении, он начинает заговаривать зубы, подобно самому последнему шарлатану на мосту… - Шах королю, - сказал Воланд. - Пожалуйста, пожалуйста, - отозвался кот и стал в бинокль смотреть на доску. - Ну, вот и всё, - закончил Воланд и поморщился, когда Гелла особенно сильно сжала его колено, - общество, как вы видите, небольшое, смешанное и бесхитростное. – Он умолк и стал поворачивать перед собою глобус, сделанный столь искусно, что синие океаны на нём шевелились, а шапка на полюсе лежала, как настоящая, ледяная и снежная. На доске тем временем происходило смятение. Совершенно расстроенный король в белой мантии топтался на клетке, в отчаянии вздымая руки. Три белых пешки – ландскнехты с алебардами растерянно глядели на офицера, размахивающего шпагой и указывающего вперёд, где в смежных клетках, белой и чёрной, виднелись чёрные всадники Воланда на двух горячих, роющих копытами клетки, конях. Маргариту чрезвычайно заинтересовало и поразило то, что шахматные фигурки были живые. Кот, отставив от глаз бинокль, тихонько подпихнул своего короля в спину. Тот в отчаянии закрыл лицо руками. - Плоховато дельце, дорогой Бегемот, - тихо сказал Коровьев ядовитым голосом. - Положение серьёзное, но отнюдь не безнадёжное, - отозвался Бегемот, - больше того: я вполне уверен в конечной победе. Стоит хорошенько проанализировать положение. Этот анализ он начал производить довольно странным способом, именно стал кроить какие – то рожи и подмигивать своему королю. - Ничего не помогает, - заметил Коровьев. - Ай, - вскричал Бегемот, - попугаи разлетелись, что я и предсказывал! Действительно, где – то вдали послышался шум многочисленных крыльев. Коровьев и Азазелло бросились вон. Лишь только Коровьев и Азазелло скрылись, мигание Бегемота приняло усиленные размеры. Белый король наконец догадался, чего от него хотят, вдруг стащил с себя мантию, бросил её на клетку и убежал с доски. Офицер брошенное королевское одеяние накинул на себя и занял место короля. Коровьев и Азазелло вернулись. - Враки, как и всегда, - ворчал Азазелло, косясь на Бегемота. - Мне послышалось, - ответил кот. - Ну что же, долго это будет продолжаться? – спросил Воланд, шах королю. - Я, вероятно, ослышался, мой мэтр, - ответил кот, - шаха королю нет и быть не может. - Повторяю, шах королю. - Мессир, - тревожно – фальшивым голосом отозвался кот, - вы переутомились: нет шаха королю! - Король на клетке г – два, - не глядя на доску, сказал Воланд. - Мессир, я в ужасе, - завыл кот, изображая ужас на своей морде, - на этой клетке нет короля. - Что такое? – в недоумении спросил Воланд и стал глядеть на доску, где стоявший на королевской клетке офицер отворачивался и закрывался рукой. - Ах ты подлец, - задумчиво сказал Воланд. - Мессир! Я вновь обращаюсь к логике, - заговорил кот, прижимая лапы к груди, - если игрок объявляет шах королю, а короля между тем уже и в помине нет на доске, шах признаётся недействительным. - Ты сдаёшься или нет? – прокричал страшным голосом Воланд. - Разрешите подумать, - смиренно ответил кот, положил локти на стол, уткнул уши в лапы и стал думать. Думал он долго и наконец сказал: - Сдаюсь. - Убить упрямую тварь, - шепнул Азазелло. - Да, сдаюсь, – сказал кот, - но сдаюсь исключительно потому, что не могу играть в атмосфере травли со стороны завистников! – Он поднялся, и шахматные фигуры полезли в ящик… М. Булгаков «Мастер и Маргарита», 1940 г. Матч с Фишером ПОДГОТОВКА Я кричал: «Вы что ж там, обалдели? – Уронили шахматный престиж!» - Мне сказали в нашем спортотделе: «Ага, прекрасно – ты и защитишь!» Друг мой, футболист, учил: «Не бойся, - Он к таким партнёрам не привык. За тылы и центр не беспокойся, А играй по краю – напрямик!...» Я налёг на бег, на стометровки, В бане вес согнал, отлично сплю, Были по хоккею тренировки… В общем, после этой подготовки – Я его без мата задавлю. «Не спеши и главное не горбись, - Так боксёр беседовал со мной, - В ближний бой не лезь, работай в корпус, Помни, что коронный твой – прямой». Честь короны шахматной – на карте, - Он от пораженья не уйдёт: Мы сыграли с Талем десять партий – В преферанс, в очко и на бильярде, - Таль сказал: «Такой не подведёт!» И в буфете, для других закрытом, Повар успокоил: «Не робей! Ты с таким прекрасным аппетитом Враз проглотишь всех его коней!» Будет тихо всё и глухо. А на всякий там цейтнот Существует сила духа И – красивый апперкот. ИГРА Только прилетели – сразу сели. Фишки все заранее стоят. Фоторепортёры налетели – И слепят, и с толку сбить хотят. Выпало ходить ему, задире, - Говорят, он белыми мастак! – Cделал ход с е-2 на е-4… Что – то мне знакомое… Так – так! Ход за мной – что делать?! Надо, Сева, - Наугад, как ночью по тайге… Помню – всех главнее королева: Ходит взад – вперёд и вправо – влево, - Ну а кони вроде – буквой «Г». Эх, спасибо заводскому другу – Научил, как ходят, как сдают… Выяснилось позже – я с испугу Разыграл классический дебют! Всё следил, чтоб не было промашки, Вспоминал всё повара в тоске. Эх, сменить бы пешки на рюмашки – Живо б прояснилось на доске! Вижу, он нацеливает вилку – Хочет есть. И я бы съел ферзя… Под такой бы закусь – да бутылку! Но во время матча пить нельзя. Я голодный, посудите сами: Здесь у них лишь кофе да омлет, - Клетки – как круги перед глазами, Королей я путаю с тузами И с дебютом путаю дуплет. Есть примета – вот я и рискую: В первый раз должно мне повезти. Я его замучу, зашахую – Мне дай только дамку провести! Не мычу, не телюсь, весь - как вата. Надо что – то бить – уже пора! Чем же бить? Ладьёю – страшновато, Справа в челюсть – вроде рановато, Неудобно – первая игра. …Он мою защиту разрушает – Старую индийскую – в момент. Это смутно мне напоминает Индо – пакистанский инцидент. Только зря он шутит с нашим братом – У меня есть мера, даже две: Если он меня прикончит матом, Я его – через бедро с захватом, Или – ход конём – по голове! Шифер стал на хитрости пускаться: Встанет, пробежится и – назад, Предложил турами поменяться, - Ну ещё б ему меня не опасаться – Когда я лёжа жму сто пятьдесят! Я его фигурку смерил оком, И когда он объявил мне шах – Обнажил я бицепс ненароком, Даже снял для верности пиджак. И мгновенно в зале стало тише, Он заметил, что я привстаю… Видно, ему стало не до фишек – И хвалёный пресловутый Фишер Тут же согласился на ничью. В. Высоцкий «Честь шахматной короны», 1972 г. Для справки: 1. Написано до начала матча Спасский – Фишер. 2.По признанию Таля, хорошо знакомого с автором, во все вышеупомянутые игры они с Высоцким не играли («вероятно, попал из – за рифмы»). Но две партии в шахматы в реальности состоялись. «Я хорошо помню, что во второй я всё время норовил предложить ничью…»
«У нас есть шахматы с тобой, Шекспир и Пушкин. С нас довольно.» В. Набоков
P.S. Рекомендуемая для серьёзного чтения шахматная литература: В. Набоков «Защита Лужина», 1930 г. С. Цвейг «Шахматная новелла», 1942 г. А. Котов «Белые и чёрные», 1965 г.
Читайте так же:
Всероссийские соревнования по шахматам среди обучающихся, проживающих в сельской местности.
Распоряжение о присвоении квалификационных категорий спортивным судьям г.о. Самара.
Первенство Самарской области по блицу и шахматной композиции.
Всероссийские соревнования среди команд малых городов и сельских поселений.
Турнир «Самарские перспективы». Этап 1».
Вернуться назад
|