Федерация шахмат Самарской области - Новостиhttp://samara-chess.ru/index.php?go=News&in=view&id=2716 |
Распечатать |
Известный советский педагог В.Сухомлинский писал: «…без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти…Шахматы должны войти в жизнь школы как один из элементов умственной культуры».
Я работаю тренером в «Самарской шахматной гостиной», где депутатом ГД Серпером Е.А. созданы хорошие условия для занятий и большинство ребят, что у меня занимаются, в школе - отличники. Именно использование шахмат, как средство обучения, позволяет наиболее полно раскрыть потенциал заложенный в ребенке.
В шахматную гостиную приходят дети 5-8 лет, начинаем обучение с элементарных понятий классической шахматной игры, помогаю овладеть различными приёмами тактики и стратегии; затем переходим к игре с записью. Всегда слежу, чтобы ребенок медленно и красиво записывал партию, иногда заставляю переписывать бланк. Таким образом, потихоньку, формируется красивый почерк, упорство и терпение.
Одна из наиболее важных тем моей программы – умение правильно решать шахматные комбинации на различные темы. Решение шахматных задач дает возможность развивать у ребенка внимательность, комбинационное зрение, формируется логическое и стратегическое мышление. Программа отработана на школьниках разного возраста и показывает хорошие результаты: за достаточно короткое время повышается успеваемость, улучшается память.
Моя задача научить контролировать свои действия: перейти от импульсных действий - игровых к осознанным – обдуманным. Это очень большая работа! Всегда даю домашнее задание и прошу чтобы каждый день, минут 15-30, ребята решали шахматные задачи. Здесь необходима помощь родителей, физиологически не все готовы работать самостоятельно, детей нужно контролировать, но это на первых этапах. В дальнейшем все самостоятельно усваивают методический материал, который я для них готовлю. Учу видеть в позиции разные варианты, добиваюсь и более значимого результата - формирования у детей способности к «действию в уме». Начинать формировать способности следует в дошкольном возрасте. Тогда дети сами научатся планировать свое время, все успевать, системно мыслить и, главное, выполнять домашние задания без помощи родителей.
И как заключение - умение самостоятельно анализировать позицию, партию, т.е. развиваю способность анализировать и делать выводы. В дальнейшей жизни это помогает находить правильное решение в сложной ситуации.
Согласитесь, далеко не все взрослые обладают такими качествами.
Эти качества и помогают школьникам из троечников становиться, сначала, хорошистами, потом отличниками; быть самостоятельными и ответственными, опережать в развитии своих сверстников. А также, как в любом виде спорта, научиться с достоинством переносить поражения и не опускать руки, стремиться к победе.
Поздравляю всех ребят и родителей с началом учебного года!