Отечественная шахматная школа, предмет гордости и восхищения любителей шахмат, остаётся одной из сильнейших в мире
Д.Медведев
Евгений Илюшкин, мастер ФИДЕ (г. Самара): "Шахматы будущего". Часть 2, глава 8.





















Евгений Илюшкин, мастер ФИДЕ (г. Самара): "Шахматы будущего". Часть 2, глава 8.
Четверг, 01 Ноябрь 2012

ТРАКТОВКА ШАХА

Шахматисты привыкли воспринимать шах, как нечто само собой разумеющееся. А между тем, читая правила игры, замечаем в определении понятия шаха один нюанс, одну условность, за которой скрывается противоречие. В «Правилах» написано: «Считается, что король находится «под шахом», если он атакован фигурой партнёра, даже если такая фигура сама не может ходить». Это и есть та условность, о которой идёт речь. Почему же это условность? Да потому, что она применяется только в отношении короля. Любая другая фигура в этом случае не будет считаться атакованной! Иными словами, для фигуры «король» в правилах сделали исключение со знаком «минус» дискриминационного, так сказать, характера.

Причину этого попытаемся объяснить несколько ниже, сейчас же исследуем данное правило шаха с точки зрения справедливости. Чтобы яснее понять суть вопроса рассмотрим две диаграммы, рис. 8, 9.

На первой диаграмме слон атакует короля, хотя он и не может двинуться в его направлении. На второй диаграмме слон не атакует коня, потому что он не может двинуться в его направлении. Как видим, суть позиций на обеих диаграммах одинакова, а следствия прямо противоположные. Налицо, выражаясь современным языком, двойные стандарты. К «Его Величеству» проявлена несправедливость, и как всякая несправедливость, она должна быть устранена.

Пунктуальный читатель может возразить: «Шахматы – это формализованная игра. Нельзя явления жизни буквально переносить на шахматную арену». Большей частью это верно, однако «явления жизни» в правилах игры, так или иначе, присутствуют и не учитывать этого, было бы не правильно. Обратимся к истокам.

На заре становления шахматной игры, значение короля, как главы государства, обладавшего не только неограниченной властью, но и ответственностью за своих подданных, нашло своё выражение в правилах. Король получил особый статус. То есть, его наделили привилегиями по сравнению с другими фигурами:

  • Короля нельзя бить, т. е. удалять с доски.
  • Выигрышем считается «лишение жизни» короля неприятеля, даже если вся его армия остаётся целой, а у победившей стороны, кроме короля, уцелеет только одна фигура, например пешка.
  • Проявлением заботы и почтения к «Его Величеству» является изобретение рокировки. «Главнокомандующему» обеспечили быстрое и надёжное укрытие. При этом создатели шахмат не побоялись внести сразу четыре новации:
    1. За один ход передвигаются две фигуры.
    2. Король делает два хода подряд.
    3. Ладья перескакивает через фигуру, подобно коню.
    4. Ход «рокировка» можно делать только один раз.
  • Нападение на короля сопровождается особым словом-предупреждением «шах!».

Роль короля осознаётся в шахматной среде. Иногда шахматисты уважительно называют короля батей. Помню, как кто-то с добрым юмором, обозначая короля, назвал его дедушкой.

Существующая интерпретация шаха, берущая своё начало со дня становления шахмат, ставит короля в неравные условия по сравнению с другими фигурами, что неестественно и нелогично. Почему же создатели шахмат, при определении понятия шаха, не проявили должного пиетета к царственному титулу? Думается, сделали они это по одной «простой» причине. Да, да, именно из-за простоты восприятия позиции шаха играющим; и в то время это было вполне естественным решением.

Дело в том, что обновлённая игра, с сильными фигурами и с максимальным разнообразием ходов всех фигур, с привнесением других правил, открыла играющим массу возможностей и средств. Всё это в целом привело к тому, что игра стала достаточно сложной. Сложной по обучению правилам игры, сложной по овладению мастерством игры. Введение в правила усложнённой версии шаха в это время было не актуально.

Но всё течёт, всё меняется. Иную картину в шахматах мы наблюдаем в наше время. Шахматы превращаются в мощное средство воспитательности, соревновательности и развлекательности. Да, шахматы развиваются, развиваются в творческом и спортивном аспектах, но ещё быстрее развивается человеческий социум. Ребёнок 4х-5ти лет легко осваивает правила игры; и иному уже в 12 лет, а то и раньше, по плечу мастерское звание!

Влияние шахмат на человека, а значит и на общество в целом неоспоримо, (см. часть 1). Но и шахматы зависят от человеческого общества. Они вынуждены учитывать его запросы, состояние, степень развития. Иначе они окажутся на его задворках. Нельзя также забывать о конкуренции со стороны других видов спорта. Разумеется, шахматы должны развиваться во всех своих аспектах. Исследуемый в данном труде аспект правил игры, наиболее консервативен, поэтому требует взвешенного и обоснованного подхода.

«И какая же здесь связь с реалиями сегодняшнего дня?», взыскательно спросит запальчивый читатель. Связь есть и связь прямая. Новая трактовка шаха (НТШ) увеличивает сложность игры, и, как следствие, трудность её восприятия, что в совокупности потребует от спортсменов дополнительных интеллектуальных и психических усилий, поскольку им в некоторых позициях шаха придётся учитывать положение двух королей, а также других фигур. В русле преодоления ничейных тенденций, это сработает, как ужесточающий фактор (см. гл. 5), продиктованный содержанием самой игры.

Любопытно, что НТШ раскрывает в шахматном царстве новые возможности фигур. Тем самым, арсенал участника сражения пополнится новыми приёмами и комбинациями. Но прежде чем показать эти новации, и возникающие при этом занимательные позиции, взглянем на проблему правила шаха с точки зрения логики. Рассмотрим рисунок 10. Предположим, что вместе с нами, позицию на рис. 10 изучают два приятеля, Апологет и Новатор. Послушаем их беседу.

Н о в а т о р. Скажи, любезный Апологет, слон атакует ферзя?

А п о л о г е т. Нет, белый слон не атакует чёрного ферзя.

Н о в а т о р. А слон, ферзь и король располагаются на одной диагонали?

А п о л о г е т. Это очевидно.

Н о в а т о р. И ферзь, при своём ходе, может покинуть эту диагональ?

А п о л о г е т. Конечно нет.

Н о в а т о р. Значит, ферзь защищает собой короля?

А п о л о г е т. Именно так.

Н о в а т о р. Но это означает, что ферзь отражает атаку слона?

А п о л о г е т. Безусловно.

Н о в а т о р. Следовательно, ферзь подвергается атаке со стороны слона?

А п о л о г е т. Разумеется.

Н о в а т о р. Значит, достойнейший Апологет, белый слон атакует чёрного ферзя?

А п о л о г е т. Получается, что атакует.

Здесь мы замечаем логический тупик. Его можно было бы посчитать отвлечённой игрой ума, так сказать шуткой юмора. Но дело обстоит куда серьёзнее. Приведённый диалог, отражающий практику применения в игре правила шаха, выявил лишь неправильность этого применения. Никакого противоречия с нынешними правилами ситуация вокруг позиции на рис. 10 не содержит. Ферзь не защищает короля, следовательно, слон объявляет королю шах! Этот неожиданный вывод любопытный читатель может сделать сам, изучая «Правила игры в шахматы ФИДЕ». См. рис. 11.

В статье 3.8 (b) «Ходы фигур» читаем: «Считается, что король находится «под шахом», если он атакован… фигурой партнёра, даже если такая фигура сама не может ходить».

В статье 3.9. – читаем: «Ни одной фигурой нельзя ходить так, чтобы… оставлять своего короля под шахом».

Из рис. 11 видно, что слон действует на короля, – согласно первому, и не действует на ферзя – согласно второму. Слон действует избирательно на разнокалиберные фигуры, которые расположены по отдельности на разных линиях. Но вот эти фигуры расположились на одной линии, как на рис. 10. Из чего следует, что действие слона на ферзя изменилось? В правилах на эту тему более ничего не сказано. Статья 3. 5., в которой написано, что при выполнении своих ходов слон, ладья или ферзь не могут передвигаться через фигуры, в нашей ситуации не применима, поскольку слон ходить не может, и действует, оставаясь на месте.

В итоге, мы должны признать: в позиции на рис. 10, поскольку

  1. слон не атакует ферзя.
  2. слон атакует короля,

следовательно. Невозможно закрыться от шаха ни одной фигурой, и даже несколькими фигурами в ситуациях аналогичных позиции рис. 11.

«То, что здесь утверждается, противоречит здравому смыслу», скажет боязливый читатель, и добавит: «Если ферзь уйдёт – то королю будет шах. Короля нельзя оставлять под шахом!».

Типичный пример словесного фокуса, т.е. передёргивания, искажения, подмены, скрытия (фактов, явлений, действий, и т.д.), и т.п. Ферзя наделяют свойством, которым он в данной ситуации обладать не может, и требуют выполнения этого под благовидным предлогом.

Не потому королю шах, что ферзь его не защищает, а изначально ферзь лишён возможности защищать короля; и поэтому королю нужно применять другие способы нейтрализации шаха. А таких остаётся только два: уйти королём или взять шахующую фигуру.

Конечно, полученный выше парадоксальный вывод построен на нынешних правилах шаха и, если на его основе скорректировать правила, то они будут носить, так сказать, половинчатый характер. Что-то среднее между старой трактовкой шаха (СТШ), и новой (НТШ). Обозначим их, как ПТШ, т.е. половинчатая трактовка шаха. Коротко отобразим различия между этими трактовками шаха СТШ ПТШ НТШ. Рассмотрим рис. 12 и рис. 13.

СТШ считает: хотя слон на рис.12 не имеет ходов, короля ему атаковать разрешено. Но, если король расположен на одной линии с другой фигурой, (как на рис. 13), то слон меняет свои приоритеты – он не атакует короля, но «атакует» пешку. Хотя в правилах с этим нет ясности, но так принято на практике.

ПТШ считает: если мы наделяем фигуры особым свойством, в определённых позициях, как на рис. 12, то давайте будем последовательными и не менять эти свойства. На рис. 13 слон не атакует пешку, а значит, данную позицию следует считать разновидностью шаха.

НТШ считает: повышение уязвимости короля на рис. 12 не логичной, так – как нарушает естественные свойства фигур. Следствием этого является логический казус на рис. 13. Любопытно, что попытка разрешения этого казуса приводит к парадоксу ситуации. Устранить все эти логические тупики и лабиринты можно, если возвратить фигурам их естественные свойства. В позиции рис. 12, слон выполняет функцию защиты своего короля, он обездвижен и не атакует неприятельского короля, следовательно, шаха нет.

Учитывая всё вышеизложенное, сформулируем новое правило шаха для возможного внесения его в «Правила» в такой редакции: «Король находится «под шахом», если он атакован фигурой партнёра только тогда, когда эта фигура может ходить в направлении короля».

Пытливый читатель, вероятно, заметил, какую разновидность шаха можно трактовать по-иному. Это ситуация связки, когда задействованы оба короля. Ранее упоминалось о новых возможностях игры, которые открывает НТШ. Перечислим их в новых терминах и определениях, и обо всём этом расскажем далее.

  • Мнимый шах.
  • Четвёртый способ защиты от шаха.
  • Связка второй и третьей ступеней.
  • Привязанная фигура.
  • Трансформация защиты от шаха.
  • Тройной шах.
  • Четверной и пятерной шахи.
  • «Калачный ряд» и «Рубильник».
  • Шутливая позиция.

Нет, это не опечатка, на диаграмме, рис. 14 – мнимый шах. Его можно назвать также кажущимся, эвентуальным, возможным и т. п. Шаха нет, так как чёрный слон связывает ладью полной связкой. По счёту это связка «первой ступени». Чёрные защитили своего короля от шаха новым, четвёртым способом, связкой. Традиционные способы: отступление, закрытие, взятие.

1.    Сс3 +

Белые возобновляют шах связкой «второй ступени». Своеобразная развязка связкой: ладья уже не связана слоном, поскольку того самого связали.

1.   ...Ла3

Ладья связывает слона связкой «третьей ступени», включая в игру своего слона, и выключая белую ладью. Сигнал передаётся по цепи: + Л - С + С - Л, где:

  •  « + » - включение фигуры в игровую цепь,
  •  « - » - выключение фигуры из игровой цепи.

Шах чёрному королю исчезает. Однако, чёрная ладья становится «привязанной». Подробнее об этом см. рис. 18.

 2. Крg2 +! Уходя от связки чёрной ладьи, и, тем самым, отключая связку третьей ступени и включая связку второй ступени, (при написании этих строк послышалось звучание чего-то космического). «Реле» начинает работать по другой схеме: - Л + С - С + Л

Посмотрим пример более сложный, на рис. 15.

По существующим правилам шаха, положение белых незавидное. Например:

1. Л:d5 С:d5 (- +) или 1. Лс4 Ф:с4! (- +) По правилу НТШ белые выигрывают 1. Л:d5! C:d5 2. Ф:d1 – белые произвели трансформацию способа защиты от шаха, т. е. превратили закрытие в связку, не боясь мнимого шаха. Забавно, что при этом возникает и тут же исчезает реальный шах.

2. Л:а4 3. Крb3 ! (+ -)

Ферзь не имеет права брать ладью, он должен стеречь вертикаль «d». Такая фигура называется «привязанной». «Привязанными» могут быть фигуры только в связках первой и третьей ступенях. Подробнее, см. далее (Рис. 18).

На рис. 16 показан механизм тройного шаха.

1. К:е6 +++ (!)

Этот шах слагается из обычного двойного шаха, и мнимого шаха от ладьи, ставшего реальным. Назовём его наступательным. «А возможен ли четверной шах?», спросит любознательный читатель. Оказывается, возможен теоретически и пятерной шах, но механизм действия здесь совсем другой. Назовём его отступательным. Почему – станет ясно из следующего; см. рис. 17.

Белые связали фигуры черных, что называется по рукам и ногам.

1. ...Кре7 + + + + + (!)

Оставляя фигуры белых с носом.

«Это лишь забава! И из-за этого поправлять правила?» Запальчиво скажет взыскательный читатель. Поверхностное суждение! Свежие занимательные позиции, являются проявлением свойств фигур, которым вернули их естественные функции. Разумеется, некоторые из этих позиций вряд ли встретятся в практических партиях. Но разве мы не считаем ценным вкладом в шахматы необычные, уникальные и парадоксальные находки проблемистов и композиторов? Недооценивать благотворную роль занимательного, забавного и весёлого в шахматах было бы глупостью.

Ранее упоминалось о «привязанной фигуре». Она, как правило, не может покидать линию, по которой она связывает фигуру неприятеля. Привязанная фигура может покинуть эту линию только в одном случае. Если она этим же ходом закроет своего короля от нападения этой фигуры, (трансформация защиты от шаха). На рис. 18 все поля вертикали «а» для ладьи а4 запрещены.

Ряд полей, между привязанной фигурой и королём, не может занять, как правило, ни одна фигура привязанной стороны. Например, слон g8 не может пойти на поле с4, а ферзь на поле е4, ввиду шаха своему королю. Но на поле с4 может пойти ладья с8, так-как связка слона d4 сохраняется.

 

На шахматной доске у каждой стороны есть горизонталь, где расположены пешки. Ей дали звучное название, «обжорный ряд»; сюда любят заходить полные фигуры, чтобы полакомиться находящимися здесь кушаньями. В будущем может появиться его собрат, «калачный ряд», названный так по известной поговорке. Зоркий читатель согласится, что аналогия здесь несомненна. Фигурам одной из сторон, (в данном примере чёрным), запретили появляться в этом ряду за небольшим исключением. Для другой же стороны, «калачный ряд» очень даже доступен и заманчив. В скобках заметим, что «калачный ряд» может быть не только горизонтальным, но и вертикальным и диагональным.

Позиция на рис. 18 специально придумана, чтобы рельефно показать свойства «калачного ряда». Любой возможный ход белой пешки на любую из «клавишей» этого своеобразного фортепьяно, звучит как «шах», или даже «мат», (ход пешками «b» и «с»), чёрному королю. Читателю, возможно, покажется более подходящей аналогия с рубильником, или выключателем (см. выше рис. 14 и его описание).

Рис.19. Ход белых

Заканчивая обзор, приведём миниатюру с необычным положением белых ладей. В нынешних шахматах оно нелегально и считается шуткой. Однако, вполне легально в шахматах с новым понятием шаха. Вдумчивый читатель легко решит позицию рис. 19. Белые матуют в 1 ход.

Приведённые выше примеры, вероятно, не являются полным набором новаций исправленного шаха. Это предмет дальнейших теоретических изысканий и возможных открытий в практической игре. Следует отметить также, что эти позиции не есть результат чего-то искусственного и притянутого за уши. Они результат естественного воплощения явления, т. е. шаха, суть которого раскрывается с помощью объективных критериев логики, справедливости и занимательности, (см. гл. 6).

Как правило, воплощение в жизнь того или иного явления должно опираться не только на его теоретическое обоснование, но и на практические результаты его применения. «Оценку пата», (см. гл. 7), можно считать исключением из этого правила, ввиду очевидности преимуществ, а также того, что не изменяются правила игры. Иное дело – новое правило шаха. При всех его достоинствах, оно всё же затрагивает, хотя и частично, правила игры. Поэтому ему требуется основательная проверка практикой. Такой проверкой могут быть пробные партии, оценочные турниры и показательные соревнования.

Окончание следует.


Распечатать Переслать

Читайте так же:
  • Вячеслав Уницаев (с. Богатое): "Турнир всеобуча в Максимовке".
  • Турнир г.о. Самара по шахматам «Кораблик».
  • Лекторий в Самарской шахматной гостиной. Лекция Клочкова В.И. Играем против защиты Каро - Канн.
  • Лекторий в Самарской шахматной гостиной. Апрель.
  • Чемпионат г.о. Самара по быстрым шахматам и блицу в 2024 году.
    Вернуться назад