Отечественная шахматная школа, предмет гордости и восхищения любителей шахмат, остаётся одной из сильнейших в мире
Д.Медведев
Международный гроссмейстер Павел Скачков (г. Тольятти): "К вопросу подготовки юных шахматистов".





















Международный гроссмейстер Павел Скачков (г. Тольятти): "К вопросу подготовки юных шахматистов".
Суббота, 14 Июль 2012

По результатам международного командного турнира «Кубок Владимира Дворковича», тренер «Гостиной Дворковича» (г.Москва) Сергей Долматов ответил на вопросы главреда сайта РШФ В.Барского. Интервью опубликовано на сайте РШФ.

Успех подопечных Сергея Викторовича, которые заняли второе место после китайской дружины, (впереди сборной России, обыграв соотечественников в личной встрече) заставляет с большим интересом отнестись к мнению опытного наставника.

Высказанные утверждения резковаты, но это мнение авторитетного гроссмейстера, участника претендентских матчей, чемпиона мира среди юношей (1978г), бывшего тренера мужской сборной России, автора ряда книг и учебников по теории шахмат. Сергей Долматов видит в отечественных детских шахматах ряд очень больших проблем:

  1. «Каждый год я читаю отчеты детской комиссии РШФ – сколько медалей завоевали. Просто смешно все это читать. Когда-то я был главным тренером мужской сборной России, и обнаружил, что у нас нет резерва. А когда изучил систему подготовки, то понял, что его и не будет».
  2. «В России не работают с этими детьми «по-настоящему», нет серьезных центров. Вот чем должна заниматься РШФ: создавать подобные центры! Очень хорошо, что существует Гостиная Дворковича, подобных гостиных в стране должно быть много».
  3. Принципиально не имея ничего против домов творчества и СДЮСШОР, Сергей Долматов отводит им роль массовых учреждений по «подготовке любителей».
  4. Гроссмейстер поднял вопрос оплаты тренерам, отметив: «не секрет, сегодня в разных дворцах творчества тренеры просто выбивают с родителей деньги, а на учеников им вообще плевать. Главное – найти родителей, которые готовы платить».
  5. Тренера не отпускают своих воспитанников в Гостиную Дворковича. С.Долматов предлагает продумать систему, при которой в течении 5 лет тренерам оплачиваются премии и вручаются регалии за успехи учеников.
  6. «Надо, чтобы наши дети могли тренироваться в сильных турнирах. Это можно прописать решением РШФ. Дорога ложка к обеду, это же известно. Потом можно хоть икрой кормить, а уже не впрок будет. Ты вовремя дай турнир, вовремя дай возможность!».
  7. Долматов: «С девочками заниматься глупо, их бесполезно учить, играть они будут по-своему. Мне кажется, вообще бессмысленно учить играть в шахматы, с девочками очень специфическая работа. Ты можешь всему её правильно обучить, но результатов не будет, потому что психика гораздо важнее – вдруг она испугается чего-то чисто по-женски, или что-то еще произойдет. Вот говорят, что женщины научились играть в шахматы. А сколько было шахматисток в первой сотне, допустим, в мое время? Одна – Юдит Полгар. Сколько сейчас? По-моему, тоже только Полгар. Ничего не изменилось, просто цифры другие. Условно говоря, в мое время, чтобы находиться в сотне, надо было набрать 2570, а сейчас – 2670. Вот и всё!».

В утверждениях Долматова присутствует излишняя категоричность, тем не менее, опровергнуть утверждения не получается:

Для проверки первого пункта мы использовали сайт ФИДЕ. Полученные данные свели в таблицу:

Год рожд.

Российский шахматист, (данные на 1 июля 2012)

Город, регион

Конкуренты:

1976

Свидлер

СПБ

1977

Морозевич

МСК

1978

Кобалия

МСК

1979

Мотылев, Туров, Галкин

РФ

1980

Малахов

МСК

1981

1982

Поткин

РФ

Аронян

1983

Грищук, Яковенко

МСК

Пономарев

1984

Хисматуллин

РФ

1985

Рязанцев, Инаркиев, Алексеев, Тимофеев

МСК, СПБ, РФ

Мамедьяров

1986

Грачев

МСК

Гашимов

1987

Томашевский, Витюгов

РФ, СПБ

Раджабов, Накамура

1988

Романов

РФ

1989

Рахманов

Ван Хао

1990

Непомнящий, Андрейкин

РФ

Карлсен, Карякин

1991

Матлаков

СПБ

Ле Кван Лием

1992

Шиманов

МСК

Каруана

1993

Сюгиров

РФ

Неги, Со

1994

Стукопин, Предке

РФ

Гири

1995

Федосеев, Букавшин

РФ

1996

Дубов

МСК

1997

Алексеенко, Опарин

МСК, СПБ

1998

Артемьев, Горячкина

МСК

1999

Ханин

2000

Китай, Индия

2001

Китай, Индия

Темным цветом выделены шахматисты, так или иначе привлекавшиеся в сборную России. С 1995 по 1999 г.р. конкуренты россиян не указаны, с 2000 г.р. в рейтинг-листе ФИДЕ слишком много представителей Азии на первых строчках.

Результаты на последних чемпионатах Мира и Олимпиадах свидетельствуют о постепенном угасании феномена «Советская шахматная школа» - отлаженного процесса передачи знаний старшего поколения молодым спортсменам.

Детям нужны хорошие тренеры и условия для работы. Книга, а теперь компьютер не заменит живое общение ученика с наставником.

Когда А.Никитин говорит о необходимости специальных курсов для повышения уровня подготовки тренеров, он спрашивает М.Дворецкого: «Марк Израилевич, Вы не проводите такие курсы?». На что следует ответ: «А как же! В Испании недавно лекции для тренеров читал, в Словакии, в Германии! (общий смех)». См. журнал «Шахматное обозрение 64» №4, 2012г. стр. 67.

Остро встала проблема поиска новых форм и методов обучения талантливых мальчиков и девочек.

В интервью на http://ladachess.ru/guests/393/  была высказана идея о бригадном методе подготовки шахматистов. Совместные тренерские решения при обучении юных шахматистов будут исключать субъективизм и могут оказаться эффективней, чем при индивидуальной работе.

В существующей системе дополнительного образования коллегиальные формы работы формально недопустимы, руководство образовательных учреждений запросто может попасть под санкции вышестоящих организаций.

Сегодня развитие спорта в стране осуществляется через призму массовости. Для этого в муниципальных учреждениях спорта существуют три основных «палочных» критерия: численность занимающихся, количество проведенных мероприятий календарного плана, число принявших участие в этих мероприятиях. Поэтому организовываются «Семейные эстафеты» вместо подготовки чемпионов страны. Здесь ничего нельзя поделать, отчетно-бумажная работа в муниципальных учреждениях ставит под сомнение подготовку игроков экстра-класса.

В недрах РШФ рождена система региональных школ, с привлечением опытных тренеров. При всех достоинствах есть и недостаток: регулярность сессий не чаще 4-5 раз в год.

В азиатской части России функционирует как минимум три Шахматные Академии. Такие масштабные центры заняты решением множества задач по развитию шахмат во всем регионе.

Назрела необходимость создания небольших центров, с четкими целями и задачами. Деятельность характеризуется широкой тематикой лекций, интенсивностью нагрузок, дозированием теории и практики, исследованиями актуальных шахматных проблем практически в режиме онлайн, внедрением новых форм и методов работы с детьми. Занятия должны вестись на регулярной основе.

Такие центры уже появились в стране. Сначала никто точно не понимал, в чем преимущества таких шахматных оазисов. Шахматные гостиные не являются альтернативой существующим формам подготовки спортсменов, а выполняют функции дополнения. Так же, как атомная энергетика не заменила каменный уголь и природный газ, а дополнила.

Москва, Самара, Ростов - уже в трех городах созданы новые центры. Это эволюционное развитие – замечательный опыт для всей России. Успехи учащихся – подтверждение правильного вектора развития.


Распечатать Переслать

Читайте так же:
  • Чемпионат Приволжского федерального округа по шахматам. Набережные Челны.
  • Международный гроссмейстер Павел Скачков (г. Тольятти): "Профильная смена «спорт/шахматы» в Самарском региональном центре для одаренных детей «Вега»".
  • Чемпионат городского округа Самара по шахматам в 2024 году.
  • Соревнования по быстрым шахматам и блицу, посвященные Дню космонавтики.
  • Первенство городского округа Самара по шахматам в 2024 году.
    Вернуться назад