Отечественная шахматная школа, предмет гордости и восхищения любителей шахмат, остаётся одной из сильнейших в мире
Д.Медведев
Павел Скачков, международный гроссмейстер (г. Тольятти): «ХМАО, часть 1».

















Павел Скачков, международный гроссмейстер (г. Тольятти): «ХМАО, часть 1».
Пятница, 05 Ноябрь 2010

Международная научно-практическая конференция «Шахматы – инструмент повышения интеллектуального уровня детей».

ХМАО-Югра, г.Ханты-Мансийск, «Югорская шахматная академия»

2-5 октября 2010 года.


            В последние годы ученые, специалисты в сфере образования, руководители административных структур, шахматные педагоги, методисты, учителя начальных классов отмечают необходимость скорейшего внедрения массового обучения шахматам детей в целях воспитания и обучения интеллектуальной игре. Шахматы выступают в качестве эффективного средства развития творческого, логического мышления, формируют лучшие черты характера, учат «действовать в уме».

            В новом веке прошла убедительная серия научно-практических конференций в Москве (2009,2010), Томске (2008), Элисте (2009, 2010), на которых были достигнуты значительные успехи по теоретическому обоснованию шахматного всеобуча, представлены практические результаты, а также удалось наладить столь необходимый  обмен опытом между всеми участниками шахматного образования.

            Международная научно-практическая конференция в Ханты-Мансийске обещала выйти на новый уровень по организации, содержанию, поставленным целям и задачам - забегая вперед, так и получилось!

            Легендарный Ханты-Мансийск в последнее время превратился из небольшого города в нефте-газовую столицу Сибири, с бурным строительством современных школ, детских садов, дорог, спортивных объектов, гостиниц. Практически все новые сооружения – неповторимые архитектурные шедевры. Сегодня Ханты-Мансийск – город европейского уровня в развитой инфраструктурой, который «лучше один раз увидеть, чем много раз услышать».

Югорская шахматная академия

            Научная конференция прошла в рамках 39 Шахматной олимпиады, признанной лучшей по организации за всю историю шахматных олимпиад. Через 4 года, 41-я олимпиада пройдет в Норвегии и оргкомитету придется очень сильно постараться, чтобы соответствовать заданному сибиряками уровню. Еще хуже себя чувствуют организаторы юбилейной 40-й в Турции, до которой осталось 2 года. На закрытии губернатор Истамбула пообещал «сделать не хуже», во что верится с трудом.

            В начале сентября было получено корректное и уважительное официальное приглашение на конференцию, подписанное зам.председателя Комитета ФКиС ХМАО–Югры А.В.Корчаком. Громадная организационная работа была проведена Галиной Викторовной Ковалевой (директор «Югорской шахматной академии»), Татьяной Валентиновной Бойко и коллективом академии. Непосредственную работу по формированию состава участников, подготовке докладов для научного сборника, провел Игорь Георгиевич Сухин.

            На открытии конференции 3 октября, которое состоялось в том же конференц-зале «Югорской шахматной академии», где 2 дня назад на конгрессе ФИДЕ был переизбран Кирсан Илюмжинов, присутствовали почетные гости: 

В Первом ряду слева-направо: Ю.Бланко, А.Н.Костьев, Д.В.Шахов, Г.Я.Шантуров, Б.К.Шайдуллин.

Вверху: Г.В.Ковалева, Б.К.Салаев, К.Н.Илюмжинов, И.Г.Сухин.

            Вел конференцию И.Г.Сухин. В приветственном слове Игорь Георгиевич выразил восхищение организационным уровнем конференции, поблагодарил организаторов, продемонстрировал уверенность в положительных перспективах шахматного образования.

            Дважды выступал К.Н.Илюмжинов. Отметил как основную задачу ФИДЕ и лично свою - продвижение шахмат в системе образования. Относительно России признался, что когда был Главой Республики Калмыкия, вынужден был вести себя сдержанней в беседах с премьер-министром, но теперь, как Президент ФИДЕ, на скорой встрече с Владимиром Владимировичем может настаивать на внедрении шахмат в систему общего начального образования.

            Очень интересно К.Н.Илюмжинов рассказал участникам конференции  о прошедших выборах Президента ФИДЕ, в частности напомнив о государственной поддержке ведущих шахматистов в Советском Союзе, о политическом противостоянии между советскими шахматистами и представителями зарубежных стран, подчеркнув, что в современных условиях даже школам для преподавания шахмат приходится изыскивать финансирование. Чемпионы мира критиковали Президента за то, что «снизил уровень чемпионатов, олимпиад… Раньше в Лондоне, Париже проводились, а теперь Элиста, Ханты-Мансийск, Нальчик, Астрахань. Наоборот, наша задача, - подчеркнул Илюмжинов, - популяризация и развитие шахмат, чтобы в шахматы играли большие и малые страны. Чем отличаются любители шахмат в Ханты-Мансийске, Томске, или Кабардино-Балкарии от любителей шахмат в Нью-Йорке и Москве?! Выборы, которые здесь состоялись между моим курсом по популяризации шахмат и «шахматы в школах» и другим курсом,  предложенным Карповым и Каспаровым вернуть в «золотые времена» - чтобы ФИДЕ и национальные федерации работали только для чемпионов… Даже по цифрам посмотрите, когда стал Президентом ФИДЕ в 1995 году всего было около 1000 зарегистрированных рейтинговых шахматистов, а теперь 150000. Чем больше гроссмейстеров, тем больше массовость шахмат».

            Заканчивая свое выступление, К.Н.Илюмжинов поблагодарил участников конференции: «…я вам не завидую, как тяжело вам приходится, а с другой стороны завидую, потому что благородным делом занимаетесь».

Кирсан Илюмжинов раздает памятные автографы

            После выступления К.Н.Илюмжинова с докладом выступил профессор, председатель Комитета ФИДЕ «Шахматы в школе», господин Ю.Бланко из Венесуэлы. Выступление прозвучало на английском языке, переводил А.Н.Костьев. В докладе определены ориентиры, необходимость и возможность шахматного образования в мире.

            Чрезвычайно содержательным прозвучал доклад Министра образования, культуры и науки Республики Калмыкия Б.К.Салаева. В частности, Бадма Катинович отметил

- в младшем школьном возрасте игре в шахматы легко обучаются все дети, несмотря на природные склонности к гуманитарным или точным наукам;

- задача любого учителя – научить ребенка думать, и шахматы здесь лучший помощник;

- шахматы дают возможность определить способности и интеллектуальные наклонности любого ребенка;

- занимаясь шахматами, ребенок обучается тому, чему недостаточно учат традиционные школьные дисциплины: соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, искать в теории ответы на практические вопросы, творчески применять полученные знания;

- шахматы развивают внутренний план действий, способность действовать в уме;

- в результате мониторинга по всем школам РК получены результаты: средний уровень обученности в начальной школе, где шахматы введены в учебный план в качестве обязательного предмета, на 25-27% выше тех, где ограничились факультативным преподаванием;

- необходимо введение дошкольного шахматного образования;

- недавно РК с проверкой посетила комиссия из Федеральной службы по надзору в сфере образования, проверить результаты итоговой аттестации в Республике, так как были удивлены средним баллом по Калмыкии по математике - выше 70 баллов, а 30%  выпускников показали по ЕГЭ  по математике от 90 до 100 баллов. Заключение комиссии: нарушений нет;

- отметил высокую квалификацию шахматных учителей и тренеров в РК;

- Министерством образования и науки РК разработан «Комплексный план развития дополнительного образования детей в области шахмат», на цели развития шахмат предусмотрено затратить 90 миллионов рублей;

- чтобы ввести преподавание шахмат в курс школьной программы в РФ необходимо: увеличить прием студентов на шахматные кафедры, организовать постоянно действующие курсы повышения квалификации (только так возможно решить кадровый вопрос), активно использовать СМИ для популяризации шахмат, необходима политическая «воля» высоких руководителей;

- отметил специалистов, работающих в шахматном образовании - И.Г.Сухина;

- озвучены проблемы: слабо налажен обмен опытом среди регионов, отсутствует структура на федеральном уровне, которая бы занималась координацией деятельности специалистов в регионах, в научных журналах нет рубрики по Шахматному Всеобучу, в РФ не проводятся научных исследований по проблемам развивающих свойств шахматной игры.

            В заключение своего выступления Бадма Катинович поблагодарил участников конференции за проделанную и предстоящую работу.

            Дальнейший ход конференции принял рабочее настроение, выступали:

            Костьев Александр Николаевич, Москва, к.п.н., зав.кафедрой шахмат РГСУ:

- подготовка тренеров ведется по двум направлениям: с системе ВУЗов (или педучилищ)  и в системе повышения квалификации. Необходимо распространение опыта подготовки преподавателей шахмат в регионы. Многое зависит от личностных качеств организаторов на местах.

            Шайдуллин Борис Кимович, Томск, председатель Федерации шахмат Томской области, директор Томской шахматной академии:

- принято решение отказаться от тренеров – разрядников, т.к. они ставят спортивные цели, что не удовлетворяет главной идее Шахматного Всеобуча. В первую очередь убедить родителей в необходимости шахматного образования, но какими аргументами? Необходимы исследования на тему повышения умственного потенциала учащихся.

            Шахов Дмитрий Владимирович, Псков, к.ю.н., председатель Федерации шахмат Псковской области, Уполномоченный по правам ребенка в Псковской области:

- прозвучал подробный доклад о правовых аспектах включения шахмат в школу. Ценнейшая информация, в электронном виде можно найти на сайте http://www.pskovchess.ru/ в разделе Шахматный всеобуч.

            Тимофеев Александр Алексеевич, Москва, к.эк.н., школа №354:

- представлена авторская Концепция обучения шахматам в начальной школе. Выполнена на высоком уровне и представляет несомненную практическую пользу.  Выступление настолько увлекательное, что спровоцировало диалог с участниками конференции.

            Уманская Эльвира Энзировна, Москва, соискатель, зам.директора школы №758:

- аргументированный анализ функциональных обязанностей учителя (в первой половине дня), ПДО (во второй половине дня), тренера (для тех учащихся, кто ставит спортивные цели). Эльвира Энзировна перечислила функционал школьных учителей и задала вопрос: «Кто такой шахматный учитель, какие у него функциональные обязанности»?

            Глек Игорь Владимирович, Москва – Берлин, соискатель, и.о. заведующего кафедрой шахмат РГУФКСиТ, заслуженный тренер ФИДЕ, МГ по шахматам:

- подробное сообщение о тренерской и детско-юношеской комиссиях ФИДЕ, заседания которых прошли в рамках Конгресса ФИДЕ в Ханты-Мансийске. Комиссии, работающие совместно, будут способствовать развитию детских шахмат. Рассказал об организации работы на кафедре шахмат в РГУФКСиТ.

            После выступления И.В. Глека был объявлен перерыв в пленарной части конференции. Участникам было предложено после обеда посетить последний тур Шахматной Олимпиады, в котором женская сборная России уже обеспечила себе чемпионство, а вот судьба первого места у мужчин решалась в матчах Украина-Израиль и Россия-Испания.

Игровой зал Олимпиады. Последний тур. Россия- Испания 2-2

            В этот момент на 4 доске С.Карякин черными сыграл вничью со своим соперником, а Грищук получил предложение ничьей и пошел советоваться к Барееву. Не дойдя до капитана сборной, Грищук получил подтверждение. Таким образом, стало очевидно: черными ничьи, белыми Крамник или Свидлер побеждают – выигрываем матч, украинцы играют командную ничью, россияне догоняют, считаем дополнительные показатели – русские чемпионы! Почти так и получилось – Крамник обыграл Широва, а вот Свидлер проиграл испанцу. Командная ничья. Чемпионства не получилось. Но задумано было хорошо, ребята старались!

«Единый мир – единый взгляд»

            К сожалению, в это время на улице стояла теплая и нежная погода, а ведь многие представители Африки, прибывшие в Сибирь, никогда не видели снега. Участники олимпиады испытывали искреннее сожаление, что, например, сборная Ямайки не сможет подержать ладони под падающими хлопьями снега, поиграть в снежки, или слепить «снежную бабу», или просто замерзнуть.

            После перерыва конференции продолжила свою работу. Следующий доклад представила Ольга Петровна Герасимович из Белоруссии:

- в выступлении было отражено состояние шахматного образования в РБ. Обязательных уроков нет. Существуют разногласия по поводу факультативной или обязательной урочной формы шахматного обучения. Проводятся опросы, анкетирование. Активно пропагандируются шахматы на сайте http://www.chess.by/

            Гилева Ирина Александровна, Екатеринбург, директор ДЮСШ Интеллект:

- поделилась информацией о развитии шахматного образования в системе дополнительного образования Свердловской области. Прозвучало замечание: «недостаточно документации по Всеобучу, та, которая имеется – носит рекомендательный характер».

            Титова Лада Владимировна, Сатка, Челябинская область, методист:

- доклад о развитии шахматного образования на базе ШК «Вертикаль». Для шахматного всеобуча необходимы учителя, а не тренеры. Тренеры помогают учителям. В течении года в Сатке проводятся установочные семинары для учителей, мастер-классы. Используются в учебном процессе УМК И.Г.Сухина плюс авторские наработки. По результатам экспериментов в октябре и марте зафиксирован рост по всем показателям.

            Вахрушев Александр Викторович, Долматово, Курганская область, ПДО:

- доклад педагога дополнительного образования «Проект шахматного всеобуча Интеллектуал Зауралья в Курганской области». Убедительно, аргументировано, содержательно. Не стоит забывать, Курганская область дала миру сильных шахматных гроссмейстеров: Ю.Балашова и С.Рублевского.

            Ранько Елена Алексеевна, Иваново, учитель начальных классов, лицей №21.

-уникальный докладчик. Являясь учителем начальных классов, еще несколько лет назад не умея играть в шахматы, самостоятельно пришла к идее организации обучения шахматам школьников младших классов. В выступлении отмечается высокая роль шахмат для детей, вырабатывается усидчивость, концентрация внимания. После 3-х лет преподавания шахмат у школьников стали любимым предметом.

            Лигаева Альфия Минзаировна, п.Подгорный Железногорска Красноярского края:

- Поделилась опытом организации шахматного обучения в п.Подгорный Железногорска. Насыщенное выступление, перечислены реальные проблемы организации шахматного образования в небольших населенных пунктах.

            Абрамов Сергей Петрович, Москва, ген.директор ООО «Дайв»:

- участникам конференции были наглядно представлены современные информационные технологии для повышения качества организации преподавания шахмат на примере продукции ООО «Дайв». Обучающие компьютерные программы вызвали неподдельный интерес у многих участников конференции.

            После выступления С.П.Абрамова, в пленарной части конференции был сделан перерыв до следующего дня. Но насыщенная программа 3 октября еще не подошла к концу – предстояло принять участие в торжественной церемонии закрытия 39 Шахматной Олимпиады:

Участники конференции направляются на закрытие Олимпиады

Красочная церемония Закрытия

Губернатор ХМАО Н.Комарова награждает призеров «открытого турнира»

Турецкой делегации передан олимпийский флаг ФИДЕ 

            Таким запомнился день 3 октября для участников Международной научно-практической конференции «Шахматы – инструмент повышения интеллектуального уровня детей».


Распечатать Переслать

Читайте так же:
  • Клочков В.И. (Самара): "Самарская шахматная гостиная. Сеанс одновременной игры".
  • Поздравляем Фрольянова Д.А. с Днем рождения!
  • Турнир "Юные звезды мира" памяти Вани Сомова.
  • Турнир по блицу, посвященный Дню русской печи.
  • В «Кристе» ставили быстрый шах и мат: в лидерах остается команда «Спарта».
    Вернуться назад