Отечественная шахматная школа, предмет гордости и восхищения любителей шахмат, остаётся одной из сильнейших в мире
Д.Медведев
Мастер ФИДЕ Олег Безман (Самара): «Золотой фонд». Статья №26.

















Мастер ФИДЕ Олег Безман (Самара): «Золотой фонд». Статья №26.
Пятница, 30 Август 2019

Здравствуйте, уважаемые любители шахмат!

Предлагаю Вашему вниманию два этюда Алексея Алексеевича Троицкого.

Оба произведения похожи своей основной идеей – взаимодействие на шахматной доске между ферзем и конем. Думаю, что Вы хорошо знаете, что сочетание именно этих двух фигур позволяет создавать самые сильные «матовые сетки».

Необходимо отметить, что труды А.А.Троицкого содержат множество этюдов, в которых используется тема сочетания ферзя с конем.

В первом произведении основная цель достигается сравнительно не сложно, посредством нескольких форсированных тактических ударов, а вот во втором, помимо комбинационной составляющей, уже присутствует глобальное понимание взаимодействия ферзя с конем.

Итак, 1901 год…

На первый взгляд, проходная белая пешка компенсирует недостаток материала, но и только. Как провести ее в ферзи пока не видно, а другие идеи, связанные например, с атакой черного короля, представляются не реальными, так как черные фигуры легко помогут собственному королю.

1.е8=Ф!

Парадоксально, но белые сразу отдают перспективную проходную пешку, вместо того, чтобы помочь ей пройти в ферзи. Следует отметить, что ничего не давал белым ход 1.Фе3 из-за 1…Фg4 2.Крf2 Фg2 3.Кре1 f2 и партия переходит в ничейное русло.

1…Фе8 2.Фf4 Крg6

Естественно нельзя 2…Кре6 из-за 3.Кс7 и черные остаются без ферзя.

3.Фg4 Кg5

Нельзя 3…Крh7 из-за 4.Кf6 и белые выигрывают.

Но теперь, вроде бы черные отбились от преследования назойливого белого ферзя…Однако, как гром среди ясного неба следует тактический удар…

4.Фh5!!

4…Крh5 5.Кf4 – мат!

Просто и гениально! Как и всегда, Алексей Алексеевич – на высоте!

Ну, а теперь более глобальное произведение. 1909 год…

Материал равный. Пешек нет. Важный момент – это плохо расположенный король черных. Фигуры белых стоят явно гармоничнее и главный козырь – ход за белыми! Шахи есть, но где матовые сетки?

1.Кb6!!

Неожиданный и очень точный ход! Грозит мат на «е3» и кроме того, после отхода короля черных теряется ферзь, после шаха на «d7».

1…Фе8

Единственное. Если 1…Кре4, то 2.Фg4 и 3.Кd7 с выигрышем ферзя.

2.Кd7!!

Еще один сюрприз! Теперь грозит мат на «d3».

2…Крс4

Опять единственное. На 2…Фе4 следует 3.Фс3 Крd5 4.Кf6 и черные остаются без ферзя.

3.Фс7!

Самое точное.

3…Крb4

Нельзя как 3…Крd5 из-за 4.Кf6, так и 3…Крd4 из-за 4.Фс3 и 5.Кf6. А ход 3…Крb3 проигрывает посредством 4.Фb6 Крс4 5.Фс6 Крb4 6.Фс3 Кра4 7.Фd4 Кра3 8.Кс5! (У черных нет ни одного шаха, а белые собирают все имеющиеся ресурсы вокруг черного короля!) Фс6 9.Фс3 Кра2 10.Фс2 и мат следующим ходом.

4.Фс5 Крb3

Забавно кончается партия при 4…Кра4 – 5.Кb6 Крb3 6.Фс3 Кра2 7.Кd5! Фd7 8.Крс1! и мат следующим ходом или ферзем, или конем.

5.Фс3 Кра4

Не помогает черным 5…Кра2 из-за 6.Крс1! Фе2 7.Фа5 Крb3 8.Кс5 Крс4 9.Фа6 и черные теряют ферзя.

6.Фd4! Кра3

Плохо и после 6…Крb5, на что последует 7.Фс5 Кра4 8.Кb6 Крb3 9.Фс3 Кра2 10.Кd5! и мат как в предыдущих примечаниях.

7.Кс5!

Теперь черные остаются без ферзя. Грозит 8.Фс3, 9.Фс2 и мат следующим ходом.

7…Фb8

Если 7…Фb5, то 8.Фа1 Крb4 9.Фс3 мат.

8.Фа1 Крb4

В надежде на 9.Фb2 Кра5 10.Фb8?? пат! Но…

9.Ка6 и белые забирают ферзя, выигрывая партию. 

Несмотря на то, что этюд не кончается красивым матом, данный шедевр А.А.Троицкого наглядно демонстрирует последовательность достижения победы в подобных окончаниях. Взаимодействие ферзя и коня проходит на самом высочайшем уровне и является весьма поучительным!

С уважением, Безман Олег.


Распечатать Переслать

Читайте так же:
  • Открытый городской турнир.
  • "Спортивное обозрение". 18 сентября 2019 года. №35 (868).
  • Областной шахматный турнир среди любителей.
  • Всероссийские лично-командные соревнования по шахматам среди обучающихся, проживающих в сельской местности.
  • Открыт набор на новый учебный год в шахматную школу "Феномен".
    Вернуться назад