Отечественная шахматная школа, предмет гордости и восхищения любителей шахмат, остаётся одной из сильнейших в мире
Д.Медведев
Евгений Илюшкин, мастер ФИДЕ (г. Самара): "Шахматы будущего". Часть 1.

















Евгений Илюшкин, мастер ФИДЕ (г. Самара): "Шахматы будущего". Часть 1.
Четверг, 18 Август 2011

Будь благословенна, мощная Материя, непреодолимая Эволюция, вновь и вновь рождающая Реальность, ты, заставляющая нас в каждый момент выходить за наши пределы и, тем самым, все далее и далее преследовать истину.

Пьер Тейяр де Шарден


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Глава 1

ЗНАЧЕНИЕ ШАХМАТ

Общественное значение шахмат, их польза для государства и для отдельного человека возрастает все больше и больше. Об этом свидетельствует увеличение числа стран вовлеченных в шахматную жизнь. растет число людей, занимающихся шахматам, во всем мире, - детей, средневиков, ветеранов. В чем же выражается значение шахмат конкретно? Его можно представить в виде трех главных составляющих факторов:

1. Воспитательный фактор (Воспитание и самовоспитание полезных и положительных черт и свойств характера).

2. Развивательный фактор (Развитие личности. Совершенствование нравственное, интеллектуальное и физическое. Творческое самовыражение).

3. Развлекательный фактор (Интересный досуг, занятие приятным и занимательным делом).

Конечно, действие на личность этих трех факторов происходит в совокупности. Однако, можно предположить, что степень, так сказать, подверженности человека этому зависит от возраста. Для ребенка более значимыми и ценными являются факторы 1 и 2 (воспитательный и развивательный). Для средневика – факторы 2 и 3. Для ветерана – фактор 3.

Глава 2

СОРЕВНОВАТЕЛЬНОСТЬ ШАХМАТ

Каким же образом посредством шахмат передаются личности эти три весьма ценные факторы воспитательности, развивательности и развлекательности?

Чтение шахматных книг, решение примеров и задач, работа на компьютере, занятия с учителем – разумеется это необходимые пути передачи информации. Но главным двигателем, так сказать, проводным механизмом этого процесса является соревновательность.

Именно в соревнованиях, в спортивной борьбе, в возникающих ситуациях, непосредственно связанных с игрой и ситуациях ей сопутствующих проявляются, оттачиваются и закрепляются в личности эти три фактора «три кита» значения шахмат. Формы же шахматных соревнований очень многообразны. Коротко обозначим их.

1.    Матчевая борьба, когда два игрока сходятся в личной схватке. Причем поединки длятся от нескольких дней до десятка и более.

2.    Круговые турниры, в которых несколько игроков (обычно от 6 до 16) играют «каждый с каждым».

3.    В шевенингенской борьбе встречаются две группы игроков, причем каждый игрок одной группы встречается с каждым игроком другой группы.

4.    Кубковая, олимпийская система с выбыванием. Была предложена ФИДЕ. Проводится не без успеха в последнее время.

5.    Швейцарская борьба. Пожалуй, самая популярная система проведения шахматных соревнований, завоевавшая весь Мир. Особенностью и ценностью этой системы является то, что число туров в ней обычное (9-11, реже 7, 13), а число участников может быть очень большим – от нескольких десятков до нескольких сотен человек.

6.    Командные соревнования. Система их проведения аналогичны личным, указанным выше.

Применяются также различные сочетания систем в одном соревновании. Например, отбор проводится по швейцарке, а финальная часть – по круговой или кубковой системам, и т.п.

Пожалуй, ни в одном виде спорта нет такого разнообразия способов выявления сильнейших. Причем все эти системы применяются на практике – одни чаще, другие реже. Универсальность шахмат видна здесь, если можно так выразится, во всей своей многогранности!

Нужно отметить, что различные системы шахматных соревнований выработаны самой жизнью. Организаторы соревнований сами выбирают ту или иную систему в зависимости от целей и задач стоящих перед ними.

Глава 3

СТРУКТУРА ШАХМАТ

Исследуя влияние шахмат на человека, интересно посмотреть на структурные связи существующие в шахматном процессе. В броуновском движении шахматной жизни хочется увидеть какой-то смысл, какое-то внутреннее строение, гармонию. В системе «шахматы-человек», что мы получаем на выходе движения этой системы? Иначе говоря, каков результат действия шахмат на человека? В чем заключается этот результат?

Прежде чем ответить на эти вопросы, сравним человека в начале его шахматного пути с ним же самим, спустя несколько лет.

Стал-ли его досуг более интересным и разнообразным? Очевидно, что да!

Стал-ли он более воспитанным, вежливым, культурным? Безусловно, да!

Стал-ли он, наконец, более организованным, расчетливым, разумным? Очевидно, что да!

Подведя итог сравнения, мы видим, что человек изменился и явно в лучшую сторону. Поэтому, отвечая на выше поставленные вопросы, можно сказать, что результатом действия шахмат на человека явлется его жизненное, духовное и интеллектуальное обогащение!

На заре цивилизации люди уже задумывались об устройстве Мира. По их представлениям Земля в форме диска покоилась на трех китах, китов поддерживали два слона, которые стояли на одной черепахе. См. рис. 1 (гипотеза).

 

Рис. 1

Первоначальная картина устройства Мира

Эта гипотеза, при всей ее отдаленности, являет собой пример логичности, внешней стройности и внутренней законченности. Поэтому выбраны киты и числом – 3. Киты самые крупные животные в мире, но одного явно недостаточно – Земля слишком обширна. Слоны привлечены как самые крупные представители земной суши. Почему черепаха расположена в основе всей конструкции? Не потому, что она медленная. А потому, что у черепахи очень крепкий и твердый панцирь, способный выдержать столь агромадную нагрузку. Да и по форме она – сама основательность!

В нашем исследовании (гипотезе) черепахой будет то, что лежит в основе шахмат – соревнование (см. гл.2). Три кита – это массив производной шахмат, обогащающий человека, который представлен в виде составных его частей: воспитательной, развивательной, развлекательной (см. гл. 1).

А где же два слона? Спросит скрупулезный читатель, и будет прав. Честно говоря, при обдумывании данной темы возникло чувство какого-то недостатка, недокомплекта, так сказать неполноты картины. И, действительно, недостающие звенья заявили о себе.

Дело в том, что участвуя в соревнованиях, шахматист ставит перед собой определенные цели. Более того, нередко, он потому и включается в них, чтобы добиться выполнения этих целей. Цели, стоящие перед участником и будут недостающими слонами в выстраиваемой нами структурной картине шахмат. Их можно объединить в две группы: спортивные (один слон), творческие (второй слон).

К спортивным можно отнести следующие цели:

1.    Борьба за чемпионство на всех уровнях, в том числе за звание «Чемпион Мира».

2.    Борьба за призы (материальный стимул).

3.    Попадание в число мест, дающего право играть в следующем этапе.

4.    Повышение индивидуального рейтинга.

5.    Борьба за призы в номинациях (возрастных, рейтинговых и других).

К творческим можно отнести такие цели:

1.    Достижение более высокого уровня мастерства – разрядного, мастерского, гроссмейстерского.

2.    Борьба за творческие призы в турнире, если они установлены.

3.    Стремление показать яркую игру в отдельной партии.

4.    Применить домашнюю заготовку.

5.    При подготовке к партии учесть игровые и психологические особенности соперника.

Важно отметить, что борьба за завоевание призовых премий имеет значение не только для шахматистов-профессионалов (для них это трудовой заработок), но и для остальных участников соревнований, поскольку является побудительным мотивом для совершенствования в игре. Высокие призовые во взрослых турнирах важны и для развития детских шахмат. Не потому, что дети могут за них побороться. Для них это дело нескольких лет, а то и десятка лет. Сам факт, достойного вознаграждения шахматистов за работу, открывает перед юными дарованиями перспективу на будущее в шахматах. В этой связи заслуживает одобрения и поддержки инициатива РШФ по расширению географии турниров в России (этапы Кубка по быстрым и медленным шахматам), а также увеличение призовых премий и большее число призовых мест в этих турнирах, добавление обязательных призовых номинаций для юниоров и ветеранов.

При всей важности целей спортивных, нельзя недооценивать цели творческие. Влияние творческого вдохновения на спортивные результаты, несомненно.

… Итак, все элементы в нашей шахматной конструкции заняли свои места. Представим ее в виде схемы, рис. 2.

Рис. 2

Структура шахматного процесса

Как видно из схемы, в ней появился дополнительный элемент. О том, какова его роль во всей конструкции станет ясно из следующей главы. Вообще, следует отметить, что предложенная структура «шахматного процесса» является лишь гипотезой, попыткой приближения к действительности.

Недоверчивый читатель, возможно, найдет неточности и ошибки в данной главе,  да и во всем трактате (чуть не написал трактире). Возможно, он пожелает высказаться. Это, только приветствуется.

Продолжение следует…


Распечатать Переслать

Читайте так же:
  • Арам Дарбинян (Самара): "Этап кубка CHESS CITY по быстрым шахматам".
  • Поздравляем Куликова О.Ю. с Днем рождения!
  • Областная спартакиада среди муниципальных районов Самарской области по шахматам.
  • Детские первенства ПФО по классике, рапиду и блицу.
  • Распоряжение о присвоении квалификационных категорий спортивным судьям г.о. Самара.
    Вернуться назад