Отечественная шахматная школа, предмет гордости и восхищения любителей шахмат, остаётся одной из сильнейших в мире
Д.Медведев
Мастер ФИДЕ Олег Безман (Самара): «Золотой фонд». Статья №13.

















Мастер ФИДЕ Олег Безман (Самара): «Золотой фонд». Статья №13.
Суббота, 03 Март 2018

Здравствуйте, уважаемые любители шахмат!

Ещё одно имя, которое нельзя не назвать, изучая произведения советских этюдистов – Евгений Николаевич Сомов-Насимович. Сравнительно скудная информация о жизни этого талантливого человека объясняется просто. Дело в том, что судьба ему отмерила всего 34 года.

Известно, что он родился в Москве, в семье литературного критика. Начал составлять этюды и задачи в 1926 году. С 1932 по 1934 годы работал редактором отдела этюдов в журнале «64 Шахматное обозрение». Там же он публиковал свои статьи по шахматной композиции. Одна из описанных им задачных тем осталась в истории шахматной композиции как тема Сомова. В 1934-1938 годах Сомов-Насимович был редактором отдела этюдов шахматной газеты «64». Созданные им этюды и задачи получили ряд высоких оценок на конкурсах.

В 1943 году был репрессирован и через год скончался.

Этюды Е.Н. Сомова-Насимовича наполнены широтой замысла и нестандартным сложным решением.

Кроме того, помимо великолепного чувства комбинации, Евгений Николаевич обладал недюжинными познаниями в эндшпиле и сегодня я Вам это докажу.

1939 год…

Крайне парадоксальная ситуация на доске. Можно перефразировать известную шутку и применить ее к положению на доске: «Не важно, что у белых не хватает кучи материала, зато им грозит мат!». Именно из-за множества угроз со стороны черных фигур и катастрофической нехватки материала белых, на приведенный этюд многие просто не обращают внимания.

Кроме того, при первом рассмотрении позиции, в голову неискушенному шахматисту приходит какой-то невзрачный ответ белых 1.с3, так как 1.Лb7 совсем плохо из-за 1…Фh6! и чтобы не получить мат на «с1» или «h1» приходится расставаться с пешкой «f» посредством 2.f8=Ф, что для белых губительно.

Не помогает и 1.f8=Ф из-за 1…Фf8 2.Ле6 Фа3! и белые получают мат.

А может быть на самом деле 1.с3 достаточно для уравнения? Видимо нет. Хотя черным нужно играть аккуратно. Например, 1…Сb3 2.Лb7 Cc4! 3.Лс7 Фf6! 4.Лс4 Сg7! Теперь у белых «висит» слон и грозит шах на «а6», поэтому 5.f8=Ф Сf8 6.Се8! чтобы при шахе на «а6» иметь возможность перекрыться ладьей на «а4». Но при всех усилиях белых, черные должны постепенно победить, собрав все свои силы и направив их в сторону белого короля. Объективно – у белых безнадежно.

Последняя возможность попытаться сделать ничью…

1.е5!

И вот тут я позволю себе разделить этюд на две составляющие. Сначала я покажу основной вариант, указанный в книге, а затем тот, которого в книге нет. Итак…

А

1…Фе5 2.f8=Ф Крg1

По сути, беда белых нарастает. Теперь мат грозит не только на «b2», но и на «е1».

3.с3

Может показаться, что белые легко отразили все угрозы и теперь у них есть даже лишний материал, достаточный для победы. Но это иллюзия…

3…Фе1 4.Сb1 Фс3!!

После такого удара, черные опять «на коне». Грозит ряд убийственных ходов. Кроме мата на «b2», ферзь черных может дать любой из шахов на поля «а5» или даже «а3», после чего последует мат на «а2». Всё кончено? Нет! Теперь ответная серия жертв со стороны белых!

5.Лg7!!

5…Сg7

Единственное. После 5…Фg7 6.Фg7 Сg7 очевидная ничья.

6.Фf1!!

6…Крf1 7.Cd3!!

А вот и суть замысла белых. Если теперь ферзь забирает слона, то на доске возникает очень симпатичный пат! То есть пат, или белые забирают ферзя, и на доске возникает теоретически ничейная позиция. Вы думаете это всё? Ничего подобного! Автор «копает» гораздо глубже!

7…Кре1! 8.bc Крd2!

Черный король отгоняет белого слона и стремится занять победоносное положение на поле «с1». После этого мат на поле «с3» будет неизбежен. Цугцванг. Ну, теперь точно всё! А вот и нет!

9.Сс2!!

9…Крс1! 10.Сb3!! Cb3 – пат! Симпатичная позиция, не правда ли?

Фейерверк жертв и изумительных ходов закончился и в шахматном королевстве воцарился мир и покой! 

В 

1…Сd5!?

Очень коварный ответ черных. Необходимо сказать, что это продолжение отсутствует в книге и ведет к неисследованным вариантам.

2.с4!!

Зачем пожертвована пешка? Дело в том, что если белые играют 2.Ле8, с желанием просто провести ферзя, то находится 2…Кре2!! (Почему нельзя взять пешку «f7» станет ясно позже) 3.Лg8 (Совсем плохо 3.f8=Ф из-за 3…Фа7! 4.Крb1 Фg1 и белые проигрывают) 3…Фh6 (Теперь грозит мат на «с1») 4.Сd3 Крd1 5.Лg1 Крd2 6.Лf1 Фf8 и черные побеждают.

2…Сс4 3.Ле8

В такой редакции, то есть после жертвы пешки, при грозящих матах по первой горизонтали со стороны черного ферзя, белые могут перекрыться посредством Сg6-b1.

3…Сf7

Очень интересны и другие реакции черных. Например, 3…Кре2 4.Лg8 Фh6 (При 4…Фg8 5.fg=Ф Сg8 возникает ничейная позиция, а при 4…Фе5, ничья достигается посредством 5.Ле8 Се6 6.Ле6 Фе6 7.Сh5 и 8.f8=Ф) 5.f8=Ф Фh1 6.Cb1 Cd3 7.Лg2! Фg2 8.Фh8 Фg1 9.Фh5 с очевидной ничьей.

Или ещё одно интересное продолжение 3…Фg6 4.f8=Ф Кре2! (Казалось бы, с неотразимыми угрозами. Но нет, белые выдерживают натиск!) 5.b3! Фа6 6.Крb2 Фb5 7.Фа3! Фе8 8.bc Фе5 9.Крb3 Фс3 10.Кра4 Фс4 11.Фb4 и черные не могут выиграть.

4.Сf7 Фf7 5.Лh8

Вот принципиальная позиция, которая с моей точки зрения, ничейная. При переводе ладьи на поля «а3» или «с3» возникает так называемая «крепость», через которую невозможно будет пробиться черным фигурам. Очень важно, что белая пешка стоит на «b2» и вытеснить короля белых, посредством цугцванга, на поле «b3» не удастся.

Черные не в силах воспрепятствовать переводу ладьи на поля «а3» и «с3». Приведу несколько вариантов, в качестве доказательства:

1)      5…Фс4 6.Ла8 Фс5 7.Ла3 Фе5 8.Лс3 = ;

2)      5…Фе6 6.Ла8 Фе5 7.Ла3 Кре2 8.Лс3 = ;

3)      5…Фf4 6.Лh3 Фе5 7.Лс3 = ;

4)      5…Фd5 6.Лс8 Фd1 7.Кра2 Фа4 8.Крb1 Фе4 9.Кра1 Фе5 10.Лс3 = ;

5)      5…Фd7 6.Лh6 Фd1 7.Кра2 Фа4 8.Крb1 Фе4 9.Кра1 Фе5 10.Ла6 и белая ладья опять прорывается к заветным полям, добиваясь создания «крепости». Ничья.

Что касается построения «крепости» в подобных позициях, то многие из моих сверстников черпали знания из книг Юрия Львовича Авербаха. В свою очередь нельзя не заметить, что эти позиции подробно разбирались ещё Франсуа-Андре Филидором (в 1777 году) или Б. Гурецким-Корницем (в 1864 году).

Мог ли Евгений Николаевич Сомов-Насимович знать или в достаточной мере понимать, что в одном из вариантов его этюда возникнет «крепость»? Несомненно! Ведь его талант как шахматного композитора был необычайно велик, а знания глубоки. Тем более, что речь шла об эндшпиле, без знания которого вряд ли можно создавать этюды высочайшего класса.

Жаль, что этот замечательный человек прожил так мало. Но свое наследие он всё же успел оставить будущим поколениям!

P/S Для того, чтобы проникнуться красотой этюда, советую разбирать произведение только с шахматной доской.

С уважением, Безман Олег.


Распечатать Переслать

Читайте так же:
  • Блицтурнир, посвященный международному Дню шахмат.
  • Открытый областной турнир «Жигулевские просторы» в 2018 году. Трансляция 1 тура.
  • "Жигулевские просторы" - этап Детского Кубка России 2018. Трансляция 1 тура.
  • Блицтурнир, посвященный международному Дню шахмат.
  • Мастер ФИДЕ Олег Безман (Самара): «Золотой фонд». Статья №17.
    Вернуться назад