Федерация шахмат Самарской области - Новости

http://samara-chess.ru/index.php?go=News&in=view&id=2461
Распечатать

Мастер ФИДЕ Олег Безман (Самара): «Золотой фонд». Статья №23.



Здравствуйте, уважаемые любители шахмат!

Так же, как и в предыдущей статье, я покажу сразу два этюда. Оба произведения принадлежат латышскому шахматисту Генриху Карловичу Матисону.

В своих статьях, я неоднократно упоминал, что почти все шахматные композиторы не обладали высоким уровнем игры и не могли похвастаться турнирными достижениями. Исключением является Генрих Моисеевич Каспарян, о творчестве которого я говорил в статьях №6 и №19.

Генрих Карлович был одним из сильнейших шахматистов в Прибалтике с 1915 по начало1930-х годов.

Первого успеха добился в 1915 году: 1-е место на турнире Рижского шахматного общества. Победитель 1-го Латвийского шахматного конгресса (1924 год). Участник международных турниров ФИДЕ (так называемых чемпионатов мира среди любителей): Париж (1924 год) – 1 место; Гаага (1928 год) – 3 место. На международном турнире в Бардейове (1926 год) разделил 1-2 место с Савелием Тартаковером. Возглавлял команду Латвии на IV-ой Олимпиаде 1931 года, где выиграл у Александра Алехина и Акибы Рубинштейна.

Скажу от себя, что если проверить весь послужной список этого замечательного шахматиста, то можно сильно удивиться его результатам с сильными мира сего.

Победив чемпиона мира Александра Алехина, с 23 июля 1931 года стал членом символического клуба Михаила Чигорина.

Участник круговых международных турниров в Дебрецене (1925 год), Будапеште (1926 год), Карловы Вары (1929 год). В 1929 году был 12-м шахматистом в мире по силе игры.

Являясь одним из крупнейших шахматных композиторов своего времени, Г.К. Матисон с 1911 года создал свыше 60 композиций, многие из которых удостоены призов на международных конкурсах. Этюды Г.К. Матисона отличаются динамичностью игры, лёгкостью построения и очень похожи на ситуации из практических партий. Интересно, что в его произведениях редко присутствуют ферзи. Дело в том, что такая сильная фигура, как ферзь, оставляет слишком мало пространства для излюбленных автором тихих филигранно отточенных маневров.

К сожалению, жизнь Генриха Карловича оборвалась слишком рано, в возрасте 37 лет от тяжелой формы туберкулеза. Похоронен в родном городе Риге.

После смерти Г.К. Матисона в шахматном альманахе, изданном в Прибалтике (Рига), было помещено собрание его лучших 50 этюдов.

Итак, ровно 100 лет назад, в 1918 году на свет появился следующий этюд…

Ну чем не «кусочек» из заканчивающейся практической партии? Только что состоялись последние размены, приведшие белых к «разбитому корыту». У них не хватает двух легких фигур, а вешка «b» легко задерживается ладьей и слоном черных. Кроме того, «висит ладья», да и пешку вот-вот постигнет печальная участь. Короче говоря, в «порядочных компаниях» сдаются сразу. А если посопротивляться?

1.Лd7

Конечно сразу проигрывает 1.b7 из-за 1…Лb2.

1…Лd2 2.b7 Ке4!

Черные дают шах так, чтобы после отхода слона, их ладья была защищена. Не годится 2…Кf5 из-за 3.Крg4 и либо летит конь, либо пешка достигает восьмой горизонтали.

3.Крf3 Ca7

Создается впечатление, что черные всё успели и их победа где-то рядом. Но искусство в шахматах не измеряется обычными ходами.

4.b8=Ф!

Отмечу лишь, что нельзя было 4.Лс7 из-за 4…Кg5 5.Крg4 Ке6 6.Лс8 Лd8 7.Крf5 Крf7 и белые проигрывают.

4…Сb8 5.Лb7

Нельзя 5.Ле7 из-за 5…Кf6.

5…Кg5 6.Крg4 Лg2

Ну вот, цель черных и достигнута. Они избавились от вражеской пешки, а свои «постоянно висячие фигуры» защитили. Осталось убрать слона из-под боя.

7.Крf5! Cd6

Можно и 7…Сh2. Суть от этого не поменяется.

8.Лg7!!

8…Крg7

Единственное, так как если отдать коня, то возникает теоретически ничейное окончание. Хотя сделать ничью с ладьей против ладьи и слона очень нелегкая задача.

Перед Вами на доске исключительно красивый пат!

А вот второй этюд. 1913 год…

Положение белого короля весьма неважное. Стоит только черной пешке встать на «b2», а слону попасть на диагональ «b1-h7», белые будут обречены. Кроме того, перевод коня на «с3» тоже решает партию в пользу черных. Значит белым нужно играть очень решительно и без всяких промедлений.

1.g7 Cc4

Черные вынуждены задерживать белую пешку слоном. Ничего не дает 1…а2 2.Крb2 Cc4 3.Кра1! (Отмечу, что в книге присутствует ошибка – 3.Лd4 и далее приводится следующий вариант – 3…Сg8 4.Лb4! Кd6 5.Лb3 Cb3 6.Крb3 а1=Ф 7.g8=Ф с ничьей. Однако, если черные сыграют 5…а1=Ф! вместо 5…Сb3?, то черным просто останется поставить белому королю мат конем и слоном. А это, как известно, просто дело техники!) 3…Крg6 4.Лd7 Кс5 (Бесполезно 4…Ка5 из-за 5.Ла7 Кс6 6.Ла6! ничья.) 5.Лс7 b2 6.Крb2 Кd3 7.Кра1 Cg8 8.Лс8 Крg7 9.Лg8 с ничьей.

2.Лh2 Крg6 3.Лg2 Крh7

Ну вот, черный король теперь в состоянии удержать белую пешку без помощи своих легких фигур. Что же добивались белые?

4.g8=Ф!

4…Сg8 5.Ла2!!

5…ba 6.Кра1

На доске стоит забавный пат! Слон черных так и не попал на заветную диагональ «b1-h7». Король и слон черных просто «столкнулись лбами» на маленьком пяточке. Если бы конь черных стоял, скажем, на «с7», можно было бы поставить его на «d5» и распатовать белого короля. Однако, такое бывает только в сказке.

С Новым годом, уважаемые любители шахмат!

С уважением, Безман Олег.


samarachess | 31.12.2018 10:27